Дети обожают приключения и очень обрадуются, если взрослые предложат им отправиться в поход. При этом не важно, куда поедут или пойдут дети на самом деле. Это может быть поездка на природу с семьёй, уборка мусора в парке с одноклассниками, или прогулка с вожатым из летнего лагеря по лесу. Главное – заинтриговать ребят, чтобы им было не скучно заниматься обычными вещами.
Для проведения игр понадобится участие одного взрослого ведущего. Возраст и количество участников «похода» не имеет значения.
«Подготовка»
Реквизит: листы бумаги и ручки (по паре на участника).
Ведущий: «Итак, друзья, а сейчас мы отправимся в настоящий поход! Нас ждут приключения и новые впечатления! Только сначала нужно хорошенько к нему подготовиться так, чтобы нас потом не ожидали неприятные «сюрпризы». Поэтому я предлагаю сейчас каждому из нас составить список вещей, которые мы обязательно возьмём в поход! Запомните: ничего лишнего, только самое необходимое! И, важно: есть вещи, без которых нельзя обойтись».
Дети составляют свои списки, а затем ведущий просит их по очереди вслух зачитывать то, что они записали, чтобы откорректировать. «Правильный» список может выглядеть по другому (зависит от того, куда собираются дети), но наш пример можно назвать «универсальным».
Пример:
Спальный мешок, котелок, кружка, ложка, нож, палатка, фляга, непромокаемые брюки, резиновые сапоги, два комплекта нижнего белья, один комплект сменной одежды, ветровка, плавки, зубная щётка и зубная паста, мыло, шампунь, аптечка, три пары носков, полотенце.
«Правила поведения»
Ведущий: «Молодцы! Теперь мы знаем, что возьмём с собой! Но, прежде чем мы отправимся в путь, я должен убедиться, что вы знаете, как нужно себя вести в лесу (на пляже, в парке, в горах)».
Дети высказывают свои идеи, а затем ведущий зачитывает список «правил»:
- Не стоит есть незнакомые ягоды, травы или грибы, так как можно отравиться.
- На природе нужно вести себя тихо, чтобы не мешать жителям леса.
- Нельзя ломать или рвать живые растения (мох, цветы, кустарники, ветки деревьев).
- Для того чтобы избежать солнечного удара или ожога, стоит надеть головной убор и не стоит оставлять большие участки кожи открытыми.
- Пить сырую воду из любых источников категорически запрещено (даже из проточных родников).
- Нельзя причинять вред жителям леса (ловить насекомых, мелких зверьков и т.д.).
- Купаться в любых водоёмах без разрешения взрослых запрещено.
«Всезнайка»
Ведущий: «Мальчики и девочки, я рад, что все присутствующие так хорошо знают, как нужно себя вести во время похода. А насколько хорошо вы разбираетесь в растениях? Назовите, пожалуйста, растения, название которых начинается с буквы «к» (это могут быть травы, кустарники, цветы, деревья)».
Пример ответа: «Крапива, кактус, киви, камыш, кувшинка, колокольчик, календула, кардамон, капуста».
Ведущий: «Я очень удивлён! Даже не догадывался, что тут собрались такие всезнайки! А назовите, пожалуйста, ещё и луговые цветы, которые вы знаете!».
Пример ответа: «Одуванчик, лютик, клевер, тысячелистник, зверобой, люцерна».
«Узнай меня»
Реквизит: 6-8 карточек, на которых изображены любые растения (это могут быть деревья, кустарники, цветы или травы).
Количество участников: чётное, чтобы ведущий смог сформировать две команды с равным числом игроков.
Ведущий делит карточки поровну между двумя командами и просит их не показывать и не рассказывать игрокам из команды соперников, что изображено на этих карточках.
Затем, по сигналу ведущего, участники одной из команд должны объяснить, не упоминая название, что же изображено на одной из карточек. На объяснение им даются 3 минуты. Если команда-соперница отгадала слово, то следующий «ход» переходит к ней, и она старается описать, что изображено на одной из выпавших ей карточек.
«Кто это?»
Ведущий формирует две команды, с равным количеством участников. Затем вызывает по очереди по одному участнику из обеих команд и загадывает название какого-нибудь животного. Задача вызванного игрока: показать с помощью жестов и мимики это животное, а задача участников команды-соперницы – угадать, кого же он показывает.
«Мы идём и поём»
Ведущий заранее находит в интернете песни на тему «природа» и разучивает их вместе с детьми. Петь песни можно водя хоровод или во время ходьбы.
«Рисуем вместе»
Реквизит: два ватмана, карандаши, фломастеры и т.п.
Во время привала ведущий вешает ватманы на два растущих рядом дерева, или на камни (важно, чтобы ватманы находились в вертикальном положении). А рядом с ними кладёт на землю фломастеры и карандаши.
Затем ведущий вызывает из обеих команд по одному участнику и просит нарисовать лапу, голову, туловище или любую другую часть какого-то животного (можно загадать жирафа, корову, собаку и т.д.). На то, чтобы это сделать, им даётся 20-30 секунд, не более. А после того, как они уже нарисовали свой «шедевр», ребята должны загнуть кусочек ватмана так, чтобы следующие участники, которые будут продолжать дорисовывать «собачку» или «бегемотика» не знали, какая часть уже нарисована.
В конечном итоге у обеих команд получатся два забавных рисунка.
«Приветствия»
Ведущий: «Друзья, а теперь мы представим, что встретили по пути различных представителей дикой природы. Заодно потренируемся говорить на «языке животных».
После этих слов ведущий говорит фразу, а дети стараются издавать звуки животных.
Примеры слов ведущего:
Вот, проходили мы недалеко от пастбища и увидели корову (Му-у-у).
А неподалёку ела траву лошадь (И-го-го).
Потом на нас напали гуси (Га-га-га).
Но мы убежали и оказались на берегу красивого озерца, в котором плавали утки (Кря-кря-кря).
Из этого озера воду пила коза (Бе-е-е).
Затем мы направились в лес, и попали на полянку, на которой резвились кабан с поросятами (Хрю-хрю).
Мы заблудились и случайно забрели в чащу, где малину собирал медведь.
Он нас увидел и как зарычит! (Р-р-р).
«Интересный рассказ»
Реквизит: два листка бумаги, две ручки.
Ведущий формирует из участников похода две команды, а потом даёт каждой команде по одному листку бумаги и по одной ручке и просит их написать через запятую 18 прилагательных.
После того, как дети выполнят задания, он забирает эти листики и вставляет прилагательные в том порядке, в котором они записаны в заранее заготовленный текст (сначала он зачитывает вариант первой команды, а потом – второй).
Пример текста для ведущего: «Одним … утром мы проснулись и решили пойти и погулять по … лесу. Взяв с собой … еду, … воду, а также … рюкзаки и через два часа мы уже вышли на улицу и направились в сторону леса. По пути нам встречались …люди, которые желали нам удачи. Недалеко от леса был расположен … луг, на котором мы сделали привал, утолили жажду и понаблюдали за …бабочками, вдыхая …аромат цветов. Затем наш путь пролегал прямо сквозь чащу леса. Мы долго пробирались сквозь … кустарники и …папоротники. И, в конечном итоге, вышли на …опушку, где несколько часов отдыхали, ели …еду, собирали…ягоды, пели…песни и наблюдали за …птицами и другими …жителями леса. Вот так мы хорошо проводим время с … друзьями!».
Конечно не для 12 лет!!! Они и названий то таких не знают ЛЮтики, КЛЕвер, а как они будут показывать животных!??? 12-летние должны играть с планшетами и смартами, а не с какими-то ватманами, карандашами и картинками!!!