Не знаете, чем занять ребёнка, пока вы в дороге? В поезде, или в самолёте, или в машине ему скучно? Мы предлагаем поиграть с ним в какую-нибудь спокойную игру, которая не требует реквизита. Играя, ни вы, ни ребёнок не заметите, как пролетит время.
- В эту игру не сложно играть сидя в поезде или машине. Она называется «Я знаю пять имён». Правила игры очень простые: нужно придумать тему (её может озвучить ведущий или вся компания), на которую игроки очень быстро должны придумать слова. Каждое сказанное вслух слово сопровождается хлопком в ладоши. Например, выбираем тему «овощи». Теперь игроки должны быстро сказать свои варианты ответов (существительные) и похлопать в ладоши. Например: «Помидоры (хлопок), картошка (хлопок), свекла (хлопок), капуста (хлопок), лук (хлопок)!».
- Данная игра научит детей находить сходные черты у предметов, то есть обобщать. Она так и называется – «Обобщения». Для этого взрослый должен говорить разрозненные слова, имеющие одно общее синонимическое понятие. Например, взрослый может сказать ребёнку: «Каким одним словом можно назвать клён, сосну, пихту? Подумай, они все похожи чем-то?». Ребёнок может догадаться: «Они же деревья!».
- Игра «Антонимы» пополнит словарный запас вашего малыша. Правила у неё совсем простые: один игрок говорит другому слово, а другой игрок должен ему ответить словом антонимом к только что услышанному. Например: один говорит – «вход», а другой – «выход».
- «Аналогия» – это игра, которая научит ребёнка строить ассоциативные цепочки. Игроков может быть сколько угодно, но не менее двух человек. Один говорит слово, другой (-ие) озвучивают первые пришедшие им в голову ассоциации. Например, первый игрок говорит: «Чёрный!». Второй ему должен ответить: «Белый!».
- Можно сочинять с ребёнком стишки – это очень весело. Игра называется «Рифмовалки». Например: один человек говорит – «чашка», другой может придумать – «рубашка, Машка». Можно потом даже придумывать свои стишки и записывать их в блокноте.
- Игра «Сочинялки» развивает воображение и пополняет словарный запас вашего чада. Нужно придумывать вместе сказку про всё что угодно: о вашем ребёнке, мультипликационных персонажах, знакомых и т.п. Получится очень необычная история или сказка.
- Эта игра носит смешное название: «Трёх литровая банка». Игроков должно быть не меньше двух, каждый игрок, по очереди, должен назвать предмет или субстанцию, которая помещается в трёхлитровую банку. Всё очень просто, но есть одно «но»: все слова должны начинаться с определённой буквы. Например: крошки, крапива, крупа, кинза и т.д.
- Игра называется «Ниточки», в неё можно играть только вдвоём. Для неё необходим реквизит: шнурок и обычная нитка (длиной от 30 см до 1 м). Нужно связать между собой нитку и шнурок так, чтобы получилась небольшая петля. Один участник берёт в одну руку крепко петлю, а в другую – нитку. Нужно быстро передавать нитку другому участнику, который может переставлять её таким образом, чтобы получались различные фигуры.
- Если есть бумага и кто-то умеет складывать оригами, то он может показать малышу, как это делается. Если одного урока может оказаться недостаточно, то, во всяком случае, у малыша будет куча бумажных корабликов, самолётиков, лягушек и т.п., с которыми можно играть.
- Игра «Камень, ножницы, бумага» – это не просто детская забава, а своеобразное полезное «упражнение» для ребёнка. Эта игра развивает быструю реакцию и внимание, умение концентрироваться на чём-либо. Думаем, правила этой игры знают все.
- Следующая игра развивает речь и внимание у ребёнка, учит его обобщать. Игроков – двое, а правила несложные: первый игрок называет нечто общее для каких-то понятий и предметов, а затем произносит их вслух, второй должен внимательно слушать. «Сюрприз» в том, что первый игрок может произнести совершенно не подходящих по тематике несколько слов, а второй должен их услышать и остановить соперника хлопком в ладоши. Когда он это сделает, право выбирать тему и называть слова переходит к нему. Например, первый игрок выбрал тему «еда» и говорит: «Яблоко, гречка, сосиска, кирпич, кольраби».
- Эта английская игра называется «Я вижу что-то…». Она развивает у детей наблюдательность и внимание. Играют в неё вдвоём: первый участник (взрослый) должен описывать внешние характеристики какого-то предмета (он должен находиться в поле зрения ребёнка), а ребёнок должен угадать, что это за предмет и где он находится.
- Игра называется «Чепуха», её очень любят школьники (ребёнок может начать играть в неё, если он уже научился писать и читать). Для игры понадобится лист бумаги и ручка. Игроков – двое. Первый игрок пишет вопрос на листе, а затем загибает его так, чтобы написанное не было видно, а на сгибе пишет первое вопросительное слово (например, «почему», «где» и т.д.). Второй участник должен написать ответ на вопрос под сгибом, написать свой вопрос под ответом, затем, как и первый, согнуть лист и написать вопросительное слово. Игра заканчивается тогда, когда весь лист исписан и сложен «гармошкой». Интересней всего будет в конце: можно вместе посмеяться над написанными глупостями.
- Данная игра называется «Да и нет», она развивает у детей (играть можно детям от 3 лет) ассоциативное мышление, а также наблюдательность. Правила простые: ведущий игрок загадывает какой-то предмет, а остальные должны угадать, что же это за предмет. Они могут задавать любые вопросы, но отвечать на них ведущий может только словами «да» и «нет».
- Очень весёлая игра «Глупые предложения» обязательно понравится ребёнку. Играют в неё вдвоём, первый игрок (взрослый) говорит какое-нибудь слово, а второй игрок (ребёнок) должен составить и сказать предложение, каждое слово которого начинается с буквы этого слова. Например: загаданное слово – «капуста», пример предложения — «кукушка апельсин подарила утке, сладкий такой апельсин».
- Загадки помогают развить у ребёнка логическое и образное мышление, а также наблюдательность. Если малыш едет в машине, то он замечает, что его окружают интересные вещи: светофоры, фонари, другие машины и т.д. Можно воспользоваться этим и загадать ему загадки, соответствующие тематике. За каждый правильный ответ ребёнку можно давать конфету или что-то другое, что он любит.
– Запылал у чудовища изумрудный глаз, значит, можно улицу перейти сейчас (светофор).
– Три глаза – три приказа, красный – для пешехода самый опасный (светофор).
– Что за чудо красный (цвет – по ситуации) дом, окна светлые кругом, носит обувь из резины, а питается бензином (автобус).
– Не летает, но жужжит, жук по улице бежит, и горят в глазах жука два блестящих огонька (автомобиль).
– От дома начинается, не живая, а идет, неподвижна, а ведет, у дома и кончается (дорога).
– Опоясал каменный ремень сотни городов и деревень (шоссе).
– Спозаранку за окошком стук, и звон, и кутерьма, по прямым стальным дорожкам ходят красные дома (трамвай).
- Правила этой игры могут видоизменяться, в зависимости от предпочтений игроков, от возраста ребёнка (важен тот факт, умеет ли ребёнок считать и читать, например) и т.п. Играть в неё можно, как вместе, так и в одиночку. Она прекрасно помогает скоротать время, если едешь в машине. Правила игры:
- «21» – нужно искать номера машин, цифры на которых в сумме составляют 21.
- «Дубляж» – нужно искать номера машин, на которых буквы или цифры повторяются.
- «Страны» – нужно искать машины с номерными знаками различных государств и запоминать их, можно считать, сколько номерных знаков той или иной страны уже увидели.
- Можно искать смешные буквенные сочетания на номерных знаках – это очень весело.
- «Учим алфавит» – это игра подойдёт и для дошкольников. Нужно проговаривать вслух буквы, увиденные на номерных знаках машин в алфавитном порядке.
- Игра «Наперстки» нравится не только взрослым, но и детям. Из реквизита понадобятся только несколько пластиковых стаканчиков (как минимум два) и маленький предмет, который помещается в стаканчик (например, монетка, камешек и т.п.). В качестве игровой поверхности можно использовать заднее сиденье авто, столик в поезде или в самолёте. Прятать предмет в стаканчик лучше ребёнку: пускай он сам переставляет стаканчики и радуется тому, что взрослые не могут угадать, где же «клад».
- Следующая игра называется «К счастью или к несчастью». Ребёнок должен рассказать историю, связанную с поездкой. А каждое предложение у него должно начинаться с фраз: «к счастью», «к несчастью». Например: «К счастью, мы вчера купили много шоколадных конфет и теперь не умрём с голода в дороге».