Периодически вожатый с отрядом оказываются в таком положении, когда сложно совершать какие-либо активные действия, при этом есть свободное время. Например, когда они стоят в очереди куда-либо (в столовую, в музей) или у вожатого нет запланированной программы.
В таком случае эти игры помогут не только «убить время», но и помогут развлечь детей и сплотить коллектив.
«Мигалки»
Количество участников должно быть парным (если не учитывать водящего). Место проведения: на улице или в просторном помещении.
Ход игры
Участники образуют два круга: один внешний, другой – внутренний, а водящий становится внутри обоих. Внешний круг – это «полицейские». Их задача: следить за тем, чтобы участники, стоящие во внутреннем круге, не убежали. Для этого они могут держать и ловить их, но (!) не покидая «пост» далее, чем на один или два шага («пост» – это один шаг от «узника», за его спиной).
Задача водящего: превратиться в обычного участника игры, передав «эстафету» одному из «полицейских». Для этого он может, находясь в центре внутреннего круга, подмигивать игрокам, смотрящим на него. «Узник», которому подмигнули, может попытаться убежать от «полицейского» и взять за руку водящего. Тогда он становится «полицейским», а водящий – «узником». Тот игрок, который не успел вовремя поймать беглеца, становится следующим водящим и игра продолжается.
«Печатная машинка»
Для проведения игры понадобится участие взрослого ведущего, который будет следить за соблюдением правил (вожатый или вожатая). Количество участников: чем больше, тем лучше (идеально, чтобы участников было столько же, сколько и букв в алфавите).
Ведущий строит участников в одну шеренгу. После этого он просит их называть по очереди буквы в алфавитном порядке (один человек – одна буква) и объясняет правила игры.
Правила игры: участники «превращаются» в печатную машинку, которая должна «напечатать» приготовленную ведущим фразу. По сигналу ведущего участник, которому «досталась» первая буква в первом слове этой фразы хлопает один раз в ладоши. Затем хлопает участник, которому «досталась» вторая буква первого слова этой фразы и т.д. Таким образом, участники должны «напечатать» всю фразу.
Важно!
«Пробел» между словами в заданной фразе – хлопок, который должны делать все участники игры совместно.
«Точка» или «запятая» — это два хлопка, которые также участники должны делать все вместе.
Если кто-то из детей сбился и не успел хлопнуть вовремя, или хлопнул тогда, когда не нужно, то игра начинается заново и ведущий придумывает для неё новую фразу.
Разговаривать во время игры – запрещено.
«Темп»
Количество участников: не ограничено.
Место проведения: улица или просторное помещение.
Ведущий формирует из участников круг (сидя или стоя) и просит каждого из них называть по порядку цифры (при этом он должен сказать «один»). А затем показывает движения: два хлопка по коленкам обеими ладонями и два щелчка пальцами обеих рук. После этого он объясняет правила игры.
Правила игры: в данной игре задачей ведущего будет задать темп и следить за тем, чтобы участники не сбивались.
Первый круг
Игра начинается тогда, когда ведущий два раза хлопнет себя ладошками по коленям, два раза щёлкнет пальцами, а потом скажет: «Один, один». Задача остальных участников игры: повторять по очереди действия ведущего, называя два раза ту цифру, которая «досталась» (например: «Два, два», «три, три»). При этом заданный ведущим темп должен сохраняться (то есть спешить или делать паузы – нельзя).
Второй круг
Когда все назовут свои цифры и привыкнут к заданному темпу, можно начинать второй круг: первым «выступает» ведущий. Он совершает вышеописанные действия (хлопки, щелчки), а затем говорит свою цифру и любую другую (например: «Один, пять»). Участник, цифру которого назвали, должен быстро отреагировать и «включится» в игру так, чтобы сохранился заданный темп. Его задача: два раза хлопнуть, затем щёлкнуть пальцами, назвать свою цифру и цифру любого другого участника. Следующий игрок поступает соответственно, и игра продолжается так до тех пор, пока не дойдёт снова очередь до ведущего.
Третий и последующие круги
Далее, когда участники уже освоятся в игре, ведущий может менять темп игры (ускорять или, наоборот, замедлять его). Делать он это может каждый раз, как до него доходит очередь.
«Голоса животных»
Количество участников: не ограничено, но оно должно быть таким, чтобы ведущий смог бы сформировать из них пары.
Место проведения: большое помещение, в котором можно выключить свет.
Ведущий делит участников на пары, каждая из которых выбирает себе какой-то «тотем»: например, животное или птицу.
Потом пары разделяют: половина игроков выходит из помещения, в котором выключают свет. Но ведущий впускает их обратно через 5 минут для того, чтобы они нашли своих партнёров.
Важно!
Игроки не могут разговаривать друг с другом или дотрагиваться друг до друга.
Всё, что они могут: издавать звуки заранее выбранного животного (например: пара, выбравшая «кошку» может мяукать). Поверьте, в гвалте стоящем в темном помещении, найти свою пару будет ой как не просто, тем более все будут стараться перекричать соседей.
«Наблюдатели»
Количество участников: не ограничено.
Место проведения: живописное место, панорама
Вожатый предлагает во время прогулки по какой-нибудь живописной местности отдохнуть. Во время привала можно провести полезную игру, которая развивает наблюдательность и память.
Итак, он сообщает детям, что скоро они приступят к интересной игре. Для того чтобы в ней участвовать нужно предварительно как можно внимательнее изучить окружающий пейзаж (допустим за 2-3 минуты). Затем участники закрывают глаза или поворачиваются спиной к виду, который рассматривали, и готовятся отвечать на вопросы вожатого.
Примеры вопросов:
- Ведущий может спросить у детей, сколько деревьев, склонов, столбов, кустов и т.п. у них за спиной.
- Какого цвета те или иные предметы (деревья, цветы, поля, машины и т.п.).
- Если пейзаж урбанистический, то, сколько домов, машин, детских площадок и т.п. они видели.
Каждый участник может получить одно очко за правильный ответ. Таким образом, победителем становится самый наблюдательный.
Важно!
Засчитываются только точные ответы.